Главная

Новости

Дульщикова Э.А.

ПоМост

Спектакли

Выставки

Проекты

Контакты

Пресса

Фото

Видео

Гостевая

www.theatre.pomost-gran.ru
Официальный сайт театра-студии "Грань"
41 театральный сезон

Пресса

Мир через творчество, или "Лейтмотив любви" в жизни Эльвиры Дульщиковой

Ноябрь для Эльвиры Анатольевны Дульщиковой – художественного руководителя театра-студии «Грань» г. Новокуйбышевска всегда время особенное: итог творческого года, преддверие воплощения новых замыслов. Однако последний осенний месяц
  2006 стал для нее поистине событийным – 45-летие профессиональной деятельности и 35-летие ее театра совпало с личным юбилеем, воспринимающимся режиссером в качестве еще одной счастливой возможности обращения к творчеству. Весомые даты  повлекли за собой рождение спектакля-ремейка  «Театральные фантазии «Грани» длиною в 35 лет», воплощенного на сцене актерами разных поколений.

Праздничное действо, концептуально  задуманное как репрезентация пройденного пути, раскрывалось  эмоционально, содержательно, ритмически по нескольким арт-блокам. Их очередность и символическое обозначение – «Преодоление», «Сильное чувство», «Лейтмотив любви», «Сказки феи», «Театральный маскарад» -  ассоциировались не только со становлением  «Грани», но  с жизнью и деятельностью самой Дульщиковой.

Правда, назвать ее детские и юношеские увлечения сценическим искусством «преодолением» было бы натяжкой. Театр вошел в ее жизнь совершенно  естественно – с родительской поддержкой, главными ролями в школьных спектаклях, любимой поэзией. Не успев явиться мечтой, театр стал определяющим жизненным  вектором Эльвиры Анатольевны, подчинив себе ее профессию, многочисленные интересы, быт.

Тем не менее, преодоление – это чувство, не просто знакомое Дульщиковой, но сопровождающее ее в творческом становлении и развитии. Приехав в Новокуйбышевск совсем молодой, будучи студенткой последних курсов режиссерского факультета Московского института культуры, она поставила с коллективом театральной студии Дворца культуры сразу несколько спектаклей  по классической советской драматургии: «Двадцать лет спустя» М. Светлова, «Дипломат» С. Алешина, «Девочка и апрель» Т. Ян. Первые постановки  были не столько самоутверждением в профессии (по-настоящему творческому человеку этого не требуется), сколько попыткой сконструировать свою модель театрального пространства, в котором и будет разворачиваться  вся жизнь. Преодолевая отчуждение среды маленького города-новостроя,  нивелируя происки недругов и обретая истинных друзей и поклонников, Дульщикова создавала свою «Грань». Теперь она любит говорить, подразумевая одновременно физически реальное пространство и его духовную энергетику: «Целый день была в театре… Только пришла из театра… Убегаю в театр…».

Близкие Эльвире Анатольевне люди знают, что ее творческая целеустремленность безгранична. Причем умозрительная постановка цели ей совершенно не свойственна. Просто создавая спектакль или осуществляя арт-проект, Дульщикова воплощает свой замысел полностью, до мельчайших интуитивно найденных деталей, влияющих на увиденный режиссерским зрением образ. В профессии она человек жесткий, в достижении задуманного для нее не существует никаких отговорок и оправданий. Но это не все. Предложенный Дульщиковой театральный ход, идея всегда покоряют творчески родственных режиссеру людей. Вероятно поэтому, с ней сотрудничают талантливейшие театральные художники (мастера по костюмам и сценографы), композиторы, хореографы. Причем рядом, так или иначе  возникают те люди, для которых, как и для нее, любовь к театру становится  одним из самых «сильных чувств» испытанных когда-либо.

«Лейтмотив любви», ведущий режиссера по жизни, запрограммирован во всем: профессионально - в выборе драматургии, в художественном решении спектакля, в актерском рисунке роли, который она выстраивает, создавая спектакль. По жизни - в умении существовать,  прежде всего, на эмоциональной волне, отвергая рациональный подход в определенных творческих и жизненных ситуациях практически полностью.

Одержимость в работе и работой – тоже одно из ярких проявлений подобного отношения к миру.  Сочиняя спектакль, Дульщикова проходит в  него постепенно: от глубокого теоретического изучения культурного контекста темы до студийных репетиций с актерами, от наполнения состоянием до выплеска энергетики в сценическом действии. Если же перевести творческий процесс в привычные временные параметры, то он длится постоянно, часто забирая все силы в долгих ночных прогонах, но и возвращая их зрительской и актерской любовью.    

Актерский состав  «Грани» нельзя назвать театральной труппой в традиционном смысле. Он не только разновозрастной, разноликий. В театре рядом с любителями работают профессионалы. Те и другие с нетерпением ждут новых ролей. Для тех и других «Грань» стала пространством особого притяжения и невозможного в повседневной реальности, «сказочного» перевоплощения. Однако очевидно, что их влечет не только художественный мир, но и непосредственное общение с Эльвирой Анатольевной. Родственники актеров, их дети – лучшие друзья театра. Как режиссер-педагог, она обладает острым чувством современности, безупречным вкусом, проявляющимся во всем,  умением слушать и слышать. Основы ее педагогики традиционны: личный пример, работа рядом, искренность, не умение экономить на душевных усилиях… А за плечами более 60 –ти спектаклей, поставленных на большой и камерной сцене «Грани».

Дульщикова привыкла воспринимать мир через творчество, безоговорочно подчиняя и жизнь его законам. В своем «реалити-шоу» она режиссер, художник и главная актриса одновременно. Находятся роли и для родных: дочь-искусствовед, увлеченные искусством внучки…  В мощнейшем прессинге повседневной массовой однотипности, однобокости, одноцветности, абсурда этой прекрасной и сильной женщине удается  отстоять право быть верной самой себе,  жить в непреходящей любви к искусству и постоянно находиться в состоянии творческого полета.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                    Надежда  Лысова

 

 

Вернуться назад
  Художественный руководитель театра-студии "Грань" - Д. Бокурадзе  
 

Арт-проект ПУМПУ-РУ