Главная

Новости

Дульщикова Э.А.

ПоМост

Спектакли

Выставки

Проекты

Контакты

Пресса

Фото

Видео

Гостевая

www.theatre.pomost-gran.ru
Официальный сайт театра-студии "Грань"
41 театральный сезон

Пресса

Эльвира ДУЛЬЩИКОВА: «Жить с ощущением «острия»
Гость нашей газеты - Эльвира Анатольевна Дульщикова, более тридцати лет возглавляющая созданный ею же самодеятельный театр «Грань», который базируется в новокуйбышевском Дворце культуры. Свидетельством значимости этого коллектива для Новокуйбышевска является то, что практически все представители творческой интеллигенции города так или иначе прошли школу «Грани».
Что же делает этот театр столь притягательным для людей? Веро­ятно, в самой личности Дульщиковой есть особый магнетизм, некая тайна. С вопроса об этой «тайне» мы и начали нашу беседу.
- Даже не знаю, как отнестись к вашим словам. Но если это так, то я не хотела бы, чтобы меня кто-то разгадал. Если это случится, то, наверное, перестану быть такой, какой меня сделала жизнь в не­большом городе, потеряю что-то очень важное в своей профессии режиссера.
- Что было в вашей жизни до Новокуйбышевска?
- Мы жили в Подмосковье, а так как муж был военным, довелось много ездить. Восемь лет провела в Польше, в большом гарнизонном городе Легнице. Работала дикто­ром русского радио, там же приня­ла театральный коллектив от Люд­милы Бузиной, в прошлом актрисы Малого театра. Представьте, в то время в Северной группе войск был русский театр - с декорация­ми, костюмами. В городском Доме офицеров я создала театральную студию. Это было начало моего пути.
- Где вы получили режиссер­ское образование?
- Я окончила Московский инсти­тут культуры у прекрасного мастера Поличнецкого. Дипломную работу делала уже здесь, в Новокуйбышевске. Много дали творческие лаборатории, которые в прежние времена существовали при Союзе театральных деятелей. Нас соби­рали два раза в год. Возились с нами такие мэтры, как Леонид Хейфец, Олег Табаков. Это, безуслов­но, счастливый период: нам были открыты лучшие театры Москвы. Нужно было просто смотреть и смотреть, впитывая в себя множе­ство впечатлений.
- Не ощущаете ли вы сегодня свою оторванность от столицы?
- Свою удаленность от центра не ощущала ни раньше, ни теперь, потому что здесь, в Новокуйбышевске, мне никогда не пре­пятствовали работать с коллегами - художниками и ком­позиторами, моими москов­скими друзьями. Алена Сидорина - ученица главно­го художника «Ленкома» Шейнциса. С ней мы сдела­ли много спектаклей, при­чем практически все их эс­кизы и макеты выставлялись на выставках молодых ху­дожников Москвы, что сви­детельствует о достаточно высоком уровне работ. Вы­пускница Московской кон­серватории композитор Ека­терина Комалькова пишет музыку к нашим спектаклям. Сотрудничаю и с работав­шей в Самарском театре ку­кол художницей Татьяной Рассказовой. Наши контакты не прервались и после ее переезда в Москву. Этим людям я никогда не изменяю. Они меня очень греют и как профессионалы, и просто как хорошие друзья. Три спектакля сде­лала с сотрудничающим с Рома­ном Виктюком известным худож­ником Владимиром Боером - «Го­род» Бергмана, «Щелкунчик» и «Дюймовочку». Конечно, наши творческие контакты основаны на чисто дружеских отношениях - ни­как не финансовых. Благодаря та­кому сотрудничеству в Новокуйбышевске и существует театр «Грань».
- Думали ли вы, что остане­тесь в этом городе надолго?
- Поначалу Новокуйбышевск я не воспринимала для себя как посто­янное место жительства. Думала уехать. Но сложилось по-другому. И основной мотив - творческий. Я познакомилась с тогда еще совсем молодым художником Андреем Кулаковским, работы которого случайно увидела по телевизору. Они мне очень понравились, я ра­зыскала Андрея, рассказала о сво­ей мечте - камерном театре и о спектакле «Маленький принц» по Экзюпери. Андрей согласился в буквальном смысле слова идти со мной в огонь и воду. Мы сотрудни­чали много лет, даже когда он жил в Лиепае: я летала туда. Теперь он, к сожалению, уехал в Германию.
- Почему свой театр-студию вы назвали «Грань»?
- Это, наверное, - жизнь с ощу­щением «острия», когда рука все­гда на пульсе и надо угадать серд­цебиение спектакля, времени, жиз­ни. Мою идею поддержал весь коллектив.
- Свой театр вы создали фак­тически на пустом месте.
- «Грань» существует уже трид­цать четыре года, камерному залу - двадцать пять лет. У нас были разные периоды, и численность коллектива колебалась от 30 до 50 человек. Наибольшее число уча­стников бывает на новогодних пред­ставлениях, которые играются в большом зале. Но моей мечтой изначально был все-таки камер­ный театр. Это совершенно дру­гое: особая эстетика, особый мир, который можно сотворить только в такой обстановке.
- Откуда приходят актеры в ваш театр?
- Наборов как таковых у нас не бывает. Набрав однажды детей, работаю с ними, пестую. Вырастая, кто-то уходит, а кто-то остает­ся. Вот таким образом у нас и сложился стабильный коллектив, в котором есть уже и старшее, и среднее поколения.
- Как складывается дальней­шая судьба ваших питомцев?
- Многие, продолжая играть в театре, оканчивают Самарскую академию культуры и искусств у известных педагогов-режиссеров Карпушкина, Золотухина, Тимофе­ева. Кто-то поступает в другие учеб­ные заведения. Сейчас весь основ­ной состав нашей труппы - люди с высшим образованием, имеющие разные специальности. Есть и ак­теры тюза «СамАрт» - Алексей Меженный и Денис Бокурадзе. Наш театр стал для всех этих людей прекрасной стартовой площадкой. Важно, что все они были в этом коллективе немало лет.
- У вас действительно полу­чился очень уютный театр.
- Здесь буквально все добыто и сделано своими руками. Ведь рань­ше был абсолютный дефицит. За стульями я специально ездила в Эстонию, в Таллинн, выменяла их на бензин, за осветительной аппа­ратурой - на Украину, в Умань. В нашем зрительном зале сто мест, здесь же сценические подмостки. А расположенная рядом неболь­шая комната, где мы сейчас бесе­дуем, - отвоеванный мною кусочек коридора. Это и мой кабинет, и место сборов всей труппы.
- Расскажите, пожалуйста, о спектаклях вашего театра.
- Первая наша работа - «Девочка и апрель» Т.Ян. В ней был занят большой школьный коллектив. Иг­рали «Романтиков» Светлова, «Ир­кутскую историю» Арбузова - спек­такли, пользовавшиеся успехом у зрителей. Сейчас на большой сцене продолжаем играть сказки,  которые  с  удовольствием  смотрят дети в дни школьных каникул.
- Какие требования вы предъяв­ляете к актерам «Грани»?
- Мне кажется чрезвычайно важ­ным заразить актеров тем, что по-настоящему волнует меня. Так, мы поставили спектакль «Театр чудес» по интермедиям Сервантеса. Он потребовал огромной внутренней энергетики, явился как бы логичес­ким продолжением направления, начатого «Маленьким принцем», «Луниным» Радзинского, спектак­лем «Брат Алеша» Розова по «Бра­тьям Карамазовым» Достоевского. В роли Алеши, кстати, очень удач­но выступал Алексей Юнин, кото­рый сейчас руководит театром «Время тайн». Параллельно на большой сцене мы сделали спектакль по вос­поминаниям Крымовой, Марины Влади и по песням Владимира Вы­соцкого «Быть или не быть?» - о его работе над Гамлетом.
- Как обстоит дело в вашем любительском театре с дисцип­линой?
- У нас лютая дисциплина. Иначе нельзя.
- А теперь несколько слов о последних работах театра.
- Это спектакль «Бумажный Пье­ро» по пьесе уехавшего в Америку испанца Хименеса - лауреата Нобелевской премии. На этой ра­боте наши актеры очень выросли, а костюмы к спектаклю получили Гран-при на проводимом Алексан­дром Васильевым фестивале моды в Самаре. В основе спектакля - некий изыск: есть Пьеро, который счастлив воспоминаниями, в жиз­ни которого главное - это любовь, слагающаяся из разлук и верени­цы бесконечных потерь. От акте­ров требуются особая искренность, глубокие эмоции, чувственный ряд.
- Есть ли у вашего театра по­стоянная публика?
- Публика у нас великолепная. На спектаклях у меня лично созда­ется впечатление, что нахожусь в столичном зрительном зале. Мы стремимся заставить зрителей со­переживать, заглянуть внутрь себя. Над каждым спектаклем работаем очень тщательно, не торопясь, и он сохраняется в течение одного-двух сезонов. Затем появляется новый. Сейчас мы взяли пьесу неизвестно­го автора XVI века «Венецианка», которая ориентирована на силь­ную группу актеров.
- Как встроился ваш театр в структуру городского Дворца культуры?
- Дворец культуры – наш родной дом, и в то же время мы существу­ем как бы автономно – чтобы оставаться театром. Мы счастливы, что по нашей инициативе в Новокуйбышевске уже два раза прошел театральный фестиваль «ПоМост» с участием очень интересных кол­лективов страны. У руководства Дворца культуры мы нашли пол­ную поддержку этого начинания.
- По всему заметно, что вы, как и много лет назад, по-пре­жнему полны планов и идеи.
- Мой интерес к работе не иссяка­ет, потому что меня постоянно под­питывает та или иная творческая личность. Иначе не могу. Всегда есть то, чего боишься не достичь. 
Беседовал Валерий ИВАНОВ, «Самарские известия», 14.05.2004
 
Вернуться назад
  Художественный руководитель театра-студии "Грань" - Д. Бокурадзе  
 

Арт-проект ПУМПУ-РУ