Главная

Новости

Дульщикова Э.А.

ПоМост

Спектакли

Выставки

Проекты

Контакты

Пресса

Фото

Видео

Гостевая

www.theatre.pomost-gran.ru
Официальный сайт театра-студии "Грань"
41 театральный сезон

Пресса

Острова любви
Это уже не откровение - нам не хватает любви. Любви как смыслообразующего чувства, как фи­лософии жизни.
   ...Мы познакомились не­сколько месяцев назад на вы­ставке Татьяны Рассказовой - бывший художник Театра ку­кол сейчас активно сотрудни­чает с новокуйбышевским те­атром-студией «Грань». Уже по костюмам можно было понять: театр этот - неординарное явление. И руководитель его, Эльвира Дульщикова, выбива­лась из образа режиссера са­модеятельного коллектива при ДК. Энергичная женщина, из тех, про которых говорят «без возраста», роскошные
каштановые длиннющие распущен­ные волосы, ни намека на про­винциальность. Разговорились
легко - я узнала, что для этого маленького театра из малень­кого «города-спутника» пишут музыку, делают сценографию и эскизы костюмов столичные композиторы и художники, имена которых встречаются с названиями именитых театров и именами знатных режиссе­ров. Вот Володя Боэр, например, - тот, что работает с Виктюком... Договорились встретиться, чтобы сделать материал о «Грани» в майские «Окна».
     Эльвира Анатольевна возникла в июле – неожиданным и необъяснимо радостным для меня звонком: «Приезжайте. У нас премьера - так, для своих. Потом до октября - каникулы». От новокуйбышевского авто­вокзала к ДК, приютившему «Грань», я шла по Яблоневой аллее, пытаясь представить, как красива она в мае. Яблоки валялись повсюду, по боль­шей части раздавленные. И этой аллее, видимо, не хвата­ет любви. Может быть, потому под яблонями я не встретила ни одну влюбленную пару?
- Куда вы, девушка?
- Я из Самары, из газеты, к Эльвире Анатольевне.
- Подождите, когда всех будут запускать. Эльвира Ана­тольевна очень строгий чело­век, не терпит, чтобы ее отвлекали.
- Вы знаете, мне кажется, она меня ждет. И мне очень нужно увидеть ее до спектак­ля.
- Ну, идите за мной.
     Вахтер идет впереди меня по провально черному кори­дору уверенным шагом, я, за­медлив свой инстинктивно, робко следую сзади. Впереди - свет. Там камерный зритель­ный зал, сердце театра «Грань», где происходит са­мое главное, ради чего сюда приходят люди - актеры и зри­тели. Меня действительно ждут - и это очень приятно и обязывает, как обязывает - сладостно - доверие симпа­тичных нам людей.
- Эльвира Анатольевна, вы почти 30 лет здесь, в Новокуйбышевске. К вам в театр уже приводят своих детей ваши «духовные дети». Непрофес­сиональные актеры - кто эти люди и что это дает театру?
- Мне вдруг кажется иног­да, что дилетант трогает меня больше, чем профессионал - дилетант-фотограф, дилетант-художник. Может быть, нео­бычностью взгляда и абсолют­ной преданностью. Это люди, работающие не за деньги. Вот в сегодняшнем спектакле иг­рают 14-летняя девочка и взрослый мужчина, ему уже за сорок. Здесь особый мир. Если они приняты в театр, то все происходящее с этого мгно­вения зависит только от них. Знаете, у меня иногда склады­вается впечатление, что у них нет ничего более настоящего в жизни, чем театр. Они вхо­дят в спектакль так, будто для них этот мир и есть настоя­щее. Потом эта группа уходит, ее сменяет другая... Наверное, так любить театр, как мы любим, уже не будет никто. Поэтому нас трудно понять другим, со стороны. Навер­ное, мы можем быть только чуть безумными в их глазах.
- А почему с вами сотруд­ничают серьезные столичные мастера?
- Я не знаю, честное слово. Боэру я просто позвонила от его однокурсницы и сказала, что мне бы хотелось попробовать вот такую сценографию. И он сказал, чтобы я позвони­ла ему, как только у меня бу­дет тема. Прошло много лет. И я позвонила ему. Володя - уди­вительный человек. Он ска­зал: «Я прекрасно помню тот звонок, я вас слушаю...» Я не знаю, что-то происходит. Мне иногда стыдно, что я с какими- то грошами начинаю такие темы... С Боэром и Таней Рас­сказовой будем делать «Щел­кунчика» к Новому году. Для большой сцены, хотя я давала клятву не играть на большой сцене, где выступают и гаст­ролеры, и все, все, все, где нет нашей особенной ауры, которая есть в созданном нами зале. Он никогда не бывает пустым, хотя мы не занимаем­ся специально собиранием зрителя. Но зал не бывает даже полупустым... А вообще, все по любви.         
     «Несерьезное представле­ние с танцами, куплетами, текстами Федора Кони и кварте­том старинной музыки» - так обозначен жанр в программе - «Муж всех жен» - получилось легким, озорным. Незатейли­вый сюжет, где в результате милого обмана кондитер и мелочный торговец Годиве становится одновременно мужем графини де Бордо, анге­лоподобной юной дочери ключницы замка Низиды и за­конной своей супруги Адольфины. Весело, смешно. Колоритна итальянская речь акте­ров. Но это не главная правда о спектакле. Правда - в глазах актеров, и ее не воспроизвес­ти словами.
     После спектакля, уже во время аплодисментов, почув­ствовала вдруг, что всё нахо­дящиеся сейчас в этом душ­ном зальчике совсем не чужие люди, близкие, дорогие. Акте­рам, Эльвире Анатольевне, музыкантам дарили цветы, конфеты, презенты, благодарили. Благодарил дедушка Ни­зиды - 14-летней Тани Голосо­вой - за внучку. Благодарил какой-то молодой человек в белой рубашке и черных брю­ках - может быть, спонсор? Он поцеловал Эльвиру Анатоль­евну, всех актеров. Поцеловал и меня. И этот жест был в контексте только что свершив­шегося здесь, в этом зале, вполне естественным.
     А потом заговорили по-ита­льянски. Благодарили за уди­вительную игру актеров и пре­красный «зажигательный» спектакль - так перевела пе­реводчица. Кто это? «Наша Машенька - графиня де Бордо - работает в итальянской фир­ме. Они помогают нам вот уже второй спектакль». - «Но кто они?» - «Я не знаю...»
- Дима, - обращаюсь к од­ному из актеров, камердинеру графа Пепито, - я могу дога­дываться, почему вы пришли еще школьником в театр, но почему остаетесь до сих пор?
- Есть вещи необъясни­мые...
     Дима окончил авиацион­ный-аэрокосмический, сейчас занимается бизнесом и - очень много - театром. В последние месяцы перед премьерой - больше театром. Пепито у Дмитрия Софьина - первая большая роль.
Денис Бокурадзе (Годиве)- студент Академии искусств и культуры, и в полной мере «лю­бителем» считаться не может. Он пришел на пробы на эту роль - и стал открытием для театра, а театр - открытием для него. Ежедневно Денис ездил из Самары в Новокуйбышевск на репетиции. И на премьере был великолепен.
      Впрочем, каждый из акте­ров заслуживает похвальной и вдумчивой оценки критиков. Но... спектакль (спектакли - ?) «Грани» не хочется разбирать по косточкам.
- Мне очень хочется, чтобы вы поговорили с Надей...
     Надя - дочка Эльвиры Ана­тольевны, родившаяся и вы­росшая в Новокуйбышевске, сейчас искусствовед, канди­дат наук, преподает в Саранс­ке в университете. Говорим с удовольствием.
- Надя, вы давний свиде­тель того, что здесь происхо­дит. Что же такое театр-сту­дия «Грань»?
- Мне кажется, каждым сво­им спектаклем мама, Эльвира Анатольевна, будто спраши­вает: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» Каждый спектакль для нее - новая вы­сота, новые открытия, откры­тия новой любви. С ней иногда трудно близким людям, но здесь прощаешь все, потому что понимаешь, она этим ды­шит.
- Можно препарировать, разбирать мизансцены, игру актеров, рассуждать... Главное, на мой взгляд, здесь есть театр. Чем вы объясните это, из чего складывается такое ощущение?
- Объяснение будет ба­нальным. В профессиональ­ном театре - это работа, а здесь - любовь. Каждому из­вестно чувство радостного предвкушения - вот сейчас займусь любимым делом или увижу любимого человека. Сюда приходят с таким чув­ством. В провинциальном кро­шечном городе они нашли здесь огромный мир, в кото­ром открыто все - даже Ита­лия, другие страны, другие миры, другая жизнь. Поверь­те, это идет от Эльвиры Анатольевны. Она работает энергетикой. Я приезжаю к маме просто зарядиться. Мне после этого хочется любить, читать, делать что-то, жить! Может быть, в большом городе такой театр и не появился бы. Жуткие дома, неприглядные ули­цы, замкнутые в себе люди - и этот необыкновенный театр. Те, кто живет в нем и вокруг него, не могут обманывать. Мне кажется, что после спек­такля они любят друг друга, любят этот мир.
     «Грань» для Эльвиры Ана­тольевны и ее актеров - это остро чувствовать, быть на острие. Любить - это непре­менно чувствовать и отдавать что-то самое ценное в тебе другим. Отдавать, аккумули­руя вновь. И вновь остро чув­ствовать.
Юлия Денисова, «ОКНА», 24 июля 1998г.
Вернуться назад
  Художественный руководитель театра-студии "Грань" - Д. Бокурадзе  
 

Арт-проект ПУМПУ-РУ