Главная

Новости

Дульщикова Э.А.

ПоМост

Спектакли

Выставки

Проекты

Контакты

Пресса

Фото

Видео

Гостевая

www.theatre.pomost-gran.ru
Официальный сайт театра-студии "Грань"
41 театральный сезон

Пресса

Художник Татьяна Рассказова: «Хочу, чтобы зритель сам увидел за неподвижностью куклы ее душу»
    

ГОВОРЯТ, что встречи на земле не случайны. Хочется верить, что люди близкие посланы нам если не Богом, то кем-то, кто выше нас. Тем более люди искусства, они как будто отыс­кивают друг друга в толпе. И что стоит чья-то рекомендация, если этого родства нет. Имя Татьяны Рассказовой режиссер театра "Грань" Эльвира Дульщикова услышала впервые от художника А. Кулаковского, который мно­го лет работал с театром. Тогда состоялась встреча, но не состо­ялась работа. А еще через какое-то время в театре появилась уди­вительная кукла - Алиса.
 ...Строился камерный театр, только что отыграли спектакль памяти Высоцкого "Быть или не быть…", в котором звучали фраг­менты из "Алисы в стране чудес". Не хотелось расставаться со спектаклем. Теперь в актерской висит всегда подсвеченный плакат Вы­соцкого, а в кабинете - кукла Алиса. И каждый, кто входит в кабинет, неизменно поднимает взгляд на нее. Странно: не хочет­ся отрываться, начинаешь искать в ее бездонных глазах свое отра­жение. А потом замечаешь, что она двигается в своем полете, парит. Летит к тебе? Живая?..
Так, с Алисой, вошла Таня в театр. И вот первый спектакль, полностью оформленный Т. Рас­сказовой, - "Красная шапочка". Главное в сценографии Т. Рас­сказовой - живопись. Она при­сутствует и в росписи гобелена, и в очень реальных костюмах. Оформление спектакля как бы изнутри пронизано поэзией. Я смотрела спектакль как зритель и помню ощущение радости и праз­дника…
В этом году - новая работа Татьяны в театре "Грань" - "Зо­лушка". Спектакль сложный, со­единяющий философию В. На­бокова и простоту вечной сказки, хореографию и пение, "живую" игру актеров и кукол.
Татьяна - профессиональный художник театра кукол. И, естес­твенно, ее спектакли не могли обойтись без кукол. В "Красной шапочке" это был маленький вертеп, в котором разыгрывалось Ро­ждество Христово, и дети, зами­рая, следили за Марией, Иоси­фом, волхвами и осликом. Те­перь это большие куклы - персо­нажи сказки Принц, Золушка, Мачеха и ее дочери.
     Из разговора с Т. Рассказовой.
- Как рождается кукла? Поче­му в этом спектакле куклы такие?
- Как? Не знаю. Почему та­кие? Мне хотелось, чтобы куклы, и их костюмы соответствовали оформлению всего спектакля и той эпохе, которая навеяла это оформление. Я не очень люблю гротесковые, характерные куклы, хотя в них, может быть, и легче самовыразиться. Мне хочется, чтобы зритель сам попытался увидеть за малой пластикой, почти статикой, неподвижностью кук­лы ее "душу".

И в самом деле, в этих нежи­вых куклах есть душа и внутрен­няя глубина. Таня сама "одевала" их, расписывала костюмы и вдох­нула в них жизнь этим послед­ним штрихом. Может, поэтому в спектакле актеры вместе с кукла­ми выходят из-за ширмы и рабо­тают сцену на глазах у зрителя, сливаясь в один персонаж.
       Из разговора с Т. Рассказо­вой:
- Что для вас главное в работе с Эльвирой Анатольевной?
- Дульщикова - очень боль­шая индивидуальность. Но при этом она не подавляет, а дает возможность творить. С этим я встретилась впервые в вашем те­атре. Мне это близко, потому что я по натуре индивидуалист.     
- Что такое для вас выставки-презентации эскизов к будущему спектаклю, которые устраивал театр перед началом работы?
- Такого отношения к худож­нику я не встречала никогда и нигде. Просто здорово, что вмес­то унизительного худсовета, где чужие люди впервые видят твои работы и их судят, вы уже два раза устраивали мне такой праздник.
- Чего больше всего жаль, когда кончается работа?
- Во-первых, она не закончи­лась. К будущему Рождеству нам предстоит воплотить в жизнь еще несколько эскизов костюмов для этого спектакля. А во-вторых, наверное, ничто не проходит про­сто так. Иногда случайно идет в руки материал на ту же тему, и думаешь: "Вот сейчас бы только начать эту работу". А уже все сделано. Вот тогда немного жаль.

Я смотрю на Таню и думаю: как дети похожи на своих роди­телей, так куклы - на художника. За внешней сдержанностью, немногословностью, хрупкостью этой женщины скрывается сила, которая выразилась в спектакле в богатстве красок, радости жизни и любви - к человеку, актеру, театру.
Елена КОРЕНЬКОВА,
актриса театра "Грань"
«Наше время», март 1994 г
Вернуться назад
  Художественный руководитель театра-студии "Грань" - Д. Бокурадзе  
 

Арт-проект ПУМПУ-РУ