Главная

Новости

Дульщикова Э.А.

ПоМост

Спектакли

Выставки

Проекты

Контакты

Пресса

Фото

Видео

Гостевая

www.theatre.pomost-gran.ru
Официальный сайт театра-студии "Грань"
41 театральный сезон

Пресса

«Грань» открывает мир без границ

Наверное, только театру дано отбрасывать любые завесы, даже те, что долгое время отделяли нас от Европы. Актерам нашего театра-студии «Грань» (под руководством Э. А. Дульщиковой) — тем, что заняты в спектакле «Золушка» — представилась такая возможность. С 24 декабря до 15 января прошла их гастрольная поездка по Голландии и Бельгии.  Конечно, не будь поддержки — а ее студийцы нашли в лице руководства
НПЗ, взявшего расходы на себя — вряд ли бы все осу­ществилось. 
Предлагаемые читателю заметки о том путешествии, подготовленные одной из актрис театра «Грань» Еленой Стрелковой, - не просто обычный рассказ об увиден­ном. Это больше раздумья о всех нас, нашем восприятии времени, нашей культуре.
Когда уезжаешь из дома неча­сто, это ощущение усиливается. Когда уезжаешь из дома нечасто, это ощущение усиливается. Когда уезжаешь надолго, то время  становится  чем-то  почти материальным.
Театр был в Голландии. Теперь уже кажется, что очень давно, а это было всего лишь на Рождество. Хотя - вот уже и Святки позади. Крещение... Время снова пошло своим чередом.
Мы приехали из страны, где все перемешалось, потому что почти все разрушено. Мы приехали из этого хаоса, в котором время идет так быстро, что не успеваешь иногда осмыслить этот бег и свою в нем беговую дорожку. За сутки  мы пересекли всю Европу на автобусе. Непривычные и далекие картинки  сменяли друг друга за стеклами быстрого «Ниссана»… Мы приехали туда, где время как бы остановилось совсем. Люди существуют в ином ритме, а мы хотели по привычке бежать. Стоп! Давай посмотрим внимательно, чтобы запомнить все.
Может быть, наша беда в том, что мы постоянно помним про отпущенный нам короткий промежуток времени, а потому бежим, не зная куда. А они хотят жить долго, вечно, оттого и дома их,  дворики, садики, улицы, города — на века. Вечность - это тоже форма Времени.
 Амстердам. Город встретил нас дождем, как будто хотел предстать  перед нами во   всей красе — промытый,  первозданный. И эта магия воды – каналы снизу и дождь сверху – помогла нам пройти в этот рождественский отдых. Скоро мы уже не прятались под зонтами, в бродили медленно и смотрели, смотрели… Каким же нужно быть, чтобы жить в своем доме, которому ты дал название, имя – «Гортензия», «Стелла» (это очень часто встречается в Вейк Аан Зее, где мы жили в гостинице), при незашторенных окнах, кивать головой в знак приветствия нам и всем, кто проходит мимо. А в каждом окне – Вифлеемская звезда и свечи, которые горят и днем и ночью.
Голландия – сплошной театр. Музей, в который мы попали в первый же день, - музей мадам Тюссо – не просто набор восковых фигур, а хорошо поставленное современное театральное представление об истории Голландии. Дома, улицы, музеи под открытым небом, как декорации к какому-то грандиозному спектаклю без начала и конца. Маркен – Голландия в миниатюре. Зансе Сханс – город мельниц, куда со всей страны свезены мельницы, большие и маленькие. Там можно встретить жителей в национальных башмаках – кломпах, можно заглядывать в незашторенные окна и заходить в дома, не ожидая каких-то неприятностей. Даже витрины магазинов, которые, может быть, особенно привлекательны оттого, что украшены к Рождеству, так продуманно сюжетны, что хоть стой и рассказывай сказку в духе Андерсена.
Так сама страна не давала нам забыть о том, зачем мы приехали. Театр – вот что соединяет всех и всё. Мы привезли спектакль, который должен был состояться в приходском доме русской православной церкви Амстердама. Интересно, что вечером после спектакля в разговоре с отцом Сергием, священником, который помогает на приходе, я услышала о том, что первая реакция их на идею нашего приглашения была негативной. «Театр? В церкви? Зачем?» И сам же отец Сергий ответил на этот вопрос в последний день перед нашим отъездом в беседе, которая незаметно перешла в проповедь.
Театр и церковь – антиподы. Театр вышел из церкви, потом ею же был проклят и отлучен от себя. Но в чем-то главном они всегда были вместе. В чем? Как тяжело в этом мире любить друг друга. Кто может бескорыстно любить человека, такого искореженного и искалеченного временем, как не Бог? Бог отпускается на землю и входит в человека, чтобы человек стал Богом и вознесся на небеса. Мы не всегда можем раскрыть душу ближнему, так что же даст нам утешение и, может, успокоение? Бог. Что-то подобное происходит и в Театре.
И вот – спектакль. Мы не боялись языкового барьера, потому что в куклы играют дети всего мира, а поэзия и музыка доступны без перевода. В основном на спектакле были русские с разных уголков Амстердама и Голландии. Мы волновались, глядя из-за задника на собирающихся зрителей. Не хватало мест, и родители вместе с детьми садились прямо на пол. Было долго очень шумно, но мгновенно наступила тишина, как только актер (Игорь Прокопенко) еще ничего не говоря, вышел на импровизированную сцену. Теперь мне кажется, что я уже тогда поняла: все пройдет хорошо, потому что они готовы воспринять все так, как надо, готовы раскрыть свои души и впустить в них нас. И пусть мы что-то делали не так, и накладки были, но тишина и интерес во время представления мною не придуманы.
Спектакль начинается со встречи Волшебницы (Галина Курова) и Черного Рыцаря (Юрий Могильный) – свидания, которое положит начало всему. Красота, сказка имеют право на существование, и театр дает возможность им быть. Пусть сказка будет, и Черный Рыцарь останавливает Время, чтобы пойти навстречу волшебству. «Ах, как хочется на бал!» Они договорились быть вместе, чтобы состоялась сказка. Поэтому и куклы идут навстречу друг другу, идут в любовь и в счастье. И мы замираем: дойдут или нет? Ах! И вот он – миг поцелуя. Бал торжества Любви, Сказки и Волшебства. Пусть все было разрушено. «12 часов. Я опоздала»,  - говорит Золушка (Светлана Надопта). Но все равно потом – идиллия соединения Его и Ее, Принца и Золушки, Времени и Волшебства… Время берет свое, разрушая и создавая вновь.
 Когда закончился спектакль, мы увидели, как многие вытирали глаза, а хозяйка дома Татьяна Филипповна Фохт сказала искренние и добрые слова о том, что ее тронул в спектакле «русский дух». Конечно, это произошло благодаря поэзии Владимира Набокова в нашем спектакле. Для них Набоков – это Россия, и поэтому у каждого рождались свои воспоминания и ассоциации. Отец Сергий говорил, что с удовольствием вспомнил, как десять лет назад, ухаживая за своей будущей женой, он читал ей: «Люби лишь то, что редкостно и мнимо, что крадется окраинами сна…».
Может, в этом и состоит загадка театра? И вообще, почему Набоков и «Золушка»? Где та точка, которая соединяет салонный театр и балаганный? Что их роднит? А может, сам театр и роднит?
Как это ни странно, я именно там особенно сильно ощутила, что такое «русскость». Домик Петра в Заандаме.  Если бы умели так хранить свое прошлое, много страшного в нашей жизни можно было бы избежать. Покосившиеся стены части полуразрушенного дома, в котором трижды останавливался русский царь Петр, обнесен сверху полустеклянным-полукаменным куполом, напоминающим маленькую православную церковь. Русские экскурсоводы хранят картины бельгийских, итальянских, голландских и русских художников, камин, который выкладывал Александр I, и даже остатки надписи на стене, принадлежащие Наполеону.
Мы общались с людьми, которые много лет живут вдали от России, путь некоторых в Голландию лежал через несколько стран, но удивительно, все они говорят на правильном русском литературном языке. И как минимум, на английском и голландском. Огромное уважение к стране, где ты живешь, при этом не теряется и самоуважение. А в самом приходском доме меня поразило объявление о возобновлении занятий в русской воскресной школе, в которой три раза в неделю около тридцати детей русских «голландцев» занимаются музыкой и русским языком. Я обратила внимание на некоторые задачи, стоящие перед школой: «… помочь нашим детям в ситуации билингвизма, сделать их связь с русской культурой (т.е. и со своими родителями) устойчивой и глубокой… Ведь если наши дети будут правильно и спокойно ощущать свои корни, то они найдут свое место и в культуре западной. Детям нужно знать, что их «русскость» не есть нечто, что изолирует из от других. Только полузнание может быть разрушительным».
Давайте честно спросим себя, часто ли мы здесь, в России, задумываемся о своей связи с национальной культурой и ощущаем ли мы свои корни.
На следующий день после спектакля в приходском доме была елка. Она много дней стояла в коридоре, и мы, встречаясь с ней каждый день, уже почти не замечали ее. Но вот верхушку увенчала звезда, и она заняла свое место в центре комнаты, где вчера мы играли спектакль. Почти не украшенная и оттого очень живая – только бантики и свечи, она была огромной радостью для детей. И был совершенный восторг, когда отец Алексий, мудростью, уравновешенностью и любовью которого держится все в этом доме, взял на руки девочку, и она своей рукой зажгла на елке настоящие свечи. А потом им дарили подарки, и они сидели под этой елкой, разного возраста, занимались своими подарками и никому не мешали.
В этот день театр тоже давал спектакль – кукольное представление Рождества Христова. По-моему, интересно было не только детям. Это не удивительно – мастерски сделанные куклы (скульптор Василий Бурнаев) и библейский текст завораживали поневоле. И что интересно, особенный восторг детей вызвал ослик, смешно двигающий ножками. То же происходило на спектаклях здесь, дома. Дети. А когда все закончилось, с не меньшей радостью они гасили свечи, опережая друг друга, толкаясь и подпрыгивая.
Время, пусть и медленно, но идет, и наше желание порой остановить мгновенье всегда остается лишь желанием. Уже близятся наши Двенадцать часов. И пришло время прощаться. Может, хорошо, что только в последний день мы выбрали-таки час для прогулки по каналам (а мечтали о ней с самого начала). Даже катер был в тот день последний – пятичасовой. Как ни странно, не было дождя, только плавание, медленное и спокойное, когда мы увидели город под другим ракурсом,  и он уже не стоял на месте, а уплывал от нас, и мы поворачивали головы, долго провожая какое-нибудь красивое место, еще и еще желая его запомнить. А на город медленно опускались сумерки, всюду зажигались огни, и мы сошли на берег, когда совсем уже было темно. Время вдруг стало зримым и неумолимым.
Впереди была дорога домой.
Театр был в Голландии. Кажется, это было только-только вчера, а позади Рождество, святки, Крещение…
Время снова пошло своим чередом.

Елена Стрелкова.
 
ОТ РЕДАКЦИИ:
«Не поминай о чуде…» Но как не назвать имена всех, кто помог чуду – спектаклю-сказке «Золушка» - состояться. Это и актеры студии «Грань» С. Надопта, И. Прокопенко, Е. Прокопенко, С. Плеханов, М. Белова, А. Акимов, Е. Коренькова, И. Катков, Г. Курова, Ю. Могильный (Юрия Александровича мы знаем и в другой роли, поэтому приятно сообщить читателям, что он – один из лучших печатников городской типографии). Это и сценограф, мастер по костюмам Т. Рассказова. Пластический рисунок танцев был подготовлен Г. Касаткиным; куклы выполнены работником НПЗ В. Бурнаевым. Музыку к спектаклю написал самарский композитор А. Бердюгин. Ну, а великолепные, изящные костюмы для актеров сшили мастера нашего ателье «Радуга», впрочем, немалую помощь оказал и костюмер Дворца культуры Н. М. Артякова.
А если вы еще не видели спектакль – следите за рекламой студии «Грань».   
Вернуться назад
  Художественный руководитель театра-студии "Грань" - Д. Бокурадзе  
 

Арт-проект ПУМПУ-РУ