Главная

Новости

Дульщикова Э.А.

ПоМост

Спектакли

Выставки

Проекты

Контакты

Пресса

Фото

Видео

Гостевая

www.theatre.pomost-gran.ru
Официальный сайт театра-студии "Грань"
41 театральный сезон

Дульщикова Эльвира Анатольевна


Основатель театра
Эльвира Дульщикова

Творческую деятельность Э.А. Дульщиковой, полностью посвященную драматическому театру, можно разделить на несколько этапов. Первый, актерский, сравнительно недолгий, но наполненный интересными и значительными, талантливо сыгранными ролями. В основном он приходится на 60 – 70-ые годы XX века, когда Дульщикова жила в ПНР (г. Легница, 1964 - 1970) и работала в театре-студии Дома офицеров Северной группы войск. Возглавлявшая театр, в прошлом актриса Малого театра Л.А. Бузина постоянно включала ее в актерский состав ставящихся ею спектаклей. Так, Э.А. Дульщикова сыграла в постановках студии: Лизу в «Иване Рыбакове», Таню в «Северо-западнее Берлина», Веру в «Коллегах» и др.

Занятия в театральной студии Дульщикова совмещала с учебой в Московском государственном институте культуры, который окончила в 1972 году по специальности «Культурно-просветительная работа». Именно во время учебы в Вузе ею были задуманы и воплощены первые режиссерские работы. В драматической студии Дома офицеров в Легнице она поставила три больших спектакля – «Девятая симфония» Ю. Непринцева, «Игла и штык» А. Галиева и «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. «Оптимистическая трагедия» была не только важной режиссерской работой Э.А. Дульщиковой, но и яркой актерской удачей, она сыграла в спектакле главную роль - Комиссара. «Оптимистическая трагедия» принесла молодому режиссеру первую награду – 1-ую премию за режиссуру на Всесоюзном конкурсе самодеятельного творчества.

В первые творческие годы Дульщикова активно совмещала режиссерско-актерскую работу с концертной деятельностью, выступая, в том числе, и в качестве ведущей больших международных конкурсов. Примечательно, что ей доверили роль диктора-конферансье на Первом конкурсе русской песни, состоявшемся в Иновроцлаве - Зеленой Гуре в 1969 году. Впоследствии песенный конкурс стал очень популярным и проходил в Зеленой Гуре ежегодно. Несколько лет Дульщикова успешно работала диктором русского радио г. Легница.

В 1970 году Э.А. Дульщикова возглавила детский драматический коллектив Дворца культуры им. В.И. Ленина г. Новокуйбышевска. За тридцать пять пройденных лет она сумела не просто организовать работу театральной студии, а создала в городе настоящий театр, поставив работу в нем на высокопрофессиональную основу. За пройденный период режиссером было поставлено более 50 спектаклей.

Теперь театр-студия «Грань» хорошо известен в области как авторский театр Э.А. Дульщиковой. Но за этим стоят годы и годы не только вдохновенного творчества, но и тяжелого организационного труда. Одновременно шли работа над спектаклями и поиск актеров для формирования труппы, воплощались интереснейшие художественные идеи и строилось помещение камерного театра.

Сегодня, оглядываясь назад, можно отчетливо проследить своеобразные официальные ступени становления театра Дульщиковой в Новокуйбышевске. В 70-е годы ее коллектив, объединивший детский и взрослый состав, дважды получал почетные звания. Сначала взрослая труппа удостоилась звания «Народного театра» (1973), чуть позже детская студия получила статус «Образцовый детский театр» (1977).

Полученные отличия явились отражением большой творческой работы Э.А. Дульщиковой как талантливого режиссера. Тогда, в 70-е годы, ею, один за другим, были поставлены такие спектакли как: «Двадцать лет спустя» М. Светлого, «Дипломат» С. Алешина, «Девочка и апрель» Т. Ян, «Смелая сказка» А. Гайдара, «А зори здесь тихие» Б. Васильева и др. Первые режиссерские работы Дульщиковой в Новокуйбышевске были обращены, прежде всего, к молодому зрителю. В этом подходе сказалось особое чутье художника и понимание высокой воспитательной роли театра, формирование в молодом промышленном городе не только театра как творческой мастерской, но и собственного театрального зрителя. Спектакли Э.А. Дульщиковой посмотрели тысячи старшеклассников и студентов города и области. Кроме того, Дульщикова, как режиссер, обостренно чувствует и дух и потребность времени. Это всегда сказывалось и сказывается на выборе театрального репертуара. В 70-е годы ее особенно привлекала романтическая героика революционных и военных событий, в которых образ формируется через стремление к идеалу, раскрывая человека через лучшие качества его натуры.

Важно отметить, что все спектакли участвовали в проводимом в то время в области ежегодном фестивале «Куйбышевская театральная весна» и не раз удостаивались наградных дипломов и премий.

Уже в первые годы существования коллектива репертуар обновлялся ежегодно: как правило, Дульщикова показывала две премьеры в год, рассчитанные на взрослого и детского зрителя. Ни один новогодний праздник за тридцать пять лет творческой деятельности режиссера в Новокуйбышевске не прошел без детского спектакля-сказки. Сколько их было за время существования театра?! «Кошкин дом» и «Дядя Степа», «Конек-Горбунок» и «Гуси-лебеди», «Заячья школа» и «Винни-Пух», «Соловей» и «Красная шапочка», «Золушка» и «Оловянный солдатик», «Золотая рыбка» и «Щелкунчик», «Доктор Айболит» и «Лес не без добрых людей», «Прыгающая принцесса» и «Сказки феи», «Муха-Цокотуха» и «Пчелка»… В постановке сказочных спектаклей режиссер всегда придерживалась нескольких, главных по ее мнению, творческих принципов: выбора драматургического материала в рамках лучших классических образцов, решения образного ряда спектакля в синтезе выразительных средств – сценографических, музыкальных, пластических, наполнения сказочного пространства позитивными импульсами - добром, любовью, красотой, часто недостающих современному человеку в действительности. Ежегодный премьерный новогодний спектакль-сказка по сей день является одной из лучших и благодарных традиций театра Э.А. Дульщиковой.

Возникновение театра-студии «Грань» стало следующим этапом творческой деятельности режиссера – этапом, не прерывающим сложившихся традиций и, одновременно, новых поисков и смелых художественных воплощений.

Замечательная творческая инициатива режиссера, поддержанная актерами и спонсорами, привела к открытию камерного зала, оснащенного специальным световым и музыкальным оборудованием. Театр обрел свое реальное пространство, способное к «театрализации жизни», визуальным и духовным трансформациям. Он стал называться студией, отразив одну из главных граней режиссерского мировоззрения Дульщиковой.

Студия, традиционно воспринимающаяся как рабочая лаборатория художника, не только стала еще одной сценической площадкой, но подвигла режиссера на новые художественные замыслы, эксперименты.

Эстетика ее среды, способная накапливать, сохранять и передавать зрителю творческую энергию, позволила обратиться к многообразию жанров и видов драматургии. Обобщая все, сделанное режиссером на камерной сцене, можно попытаться привести в особую систему, созданные в разное время спектакли.

Во-первых, это работы, основанные на глубокой драматургии, поднимающей сложные психологические и философские проблемы, обращенные к вечным человеческим ценностям. Среди них - «Маленький принц» С. Экзюпери (1980), «Брат Алеша» В Розова (1984), «Лунин» Э. Радзинского (1989), «Брысь, смерть, брысь» С. Шальтяниса (1991), «Город» И. Бергмана (1996) и др. Особенностью этих спектаклей стала не только глубина прочтения режиссером драматургического текста, но, прежде всего, актуализация, приближение его содержания к современному зрителю.

Во-вторых, это комедийные, острые, злободневные спектакли-водевили. Среди них несомненными режиссерскими удачами стали «Театр чудес» М. Сервантеса, «Муж всех жен» Ф. Кони (1998), «Сильное чувство» И. Ильфа и Е. Петрова (1999). В этих постановках Дульщикова особенно смело экспериментирует, не только находя точки соприкосновения драматургии с современностью и обращая взгляд зрителя на самого себя, но создавая особое художественное пространство, эстетическую ткань спектакля, театрализуя действо.

В-третьих, камерная сцена позволила Э.А. Дульщиковой неоднократно обращаться к любимому ей жанру литературного театра. Весьма примечательно, что сценарии композиций пишутся самим режиссером – так полнее и глубже воплощается задуманное. Литературный театр Дульщиковой основан на поэзии С. Есенина («Россия поклоняется Есенину», 1975), М. Цветаевой («Мой Пушкин», 1990), В. Высоцкого («Быть или не быть», 1986). Но это не значит, что режиссер соотносит литературный театр с театром чтеца и решает образ спектакля только через актерский монолог, своеобразную подачу авторского поэтического текста. В основе подобных спектаклей Дульщиковой всегда лежит идея обращения к чувственному миру человека, к лучшим качествам его души, к пониманию жизни через сокровенные ощущения и незыблемые духовные ценности.

В-четвертых, жанр сказки, в основном воплощающийся режиссером на большой сцене, соотносится Э.А. Дульщиковой и с камерной сценой театра-студии «Грань». В ее малом пространстве режиссерски тонко «прочитаны» «Золушка» и «Красная шапочка», «Дюймовочка» и вертепное действо «История о Рождестве Христовом». В 1993 году спектакль «Золушка» был показан в русском православном приходе Амстердама (Голландия), а рождественский вертеп получил Диплом 1-ого международного фестиваля «Люди, куклы, маски» в г. Алма-аты. По сказкам-спектаклям «Дюймовочка» и «Соловей» Г.Х. Андерсена, поставленным Э.А. Дульщиковой, Самарской студией телевидения были сняты фильмы (1986 и 1997 гг.).

Работа с художником, композитором, хореографом – интереснейшая часть творческого процесса режиссера Э.А. Дульщиковой. Она считает, что зримый, визуальный образ спектакля активно влияет на его внутреннюю психологию. Поэтому пространства в спектаклях Дульщиковой рождаются через межвидовой синтез выразительных средств – драматургических, игровых, сценографических, музыкальных, пластических. Вероятно, это еще и своеобразная попытка сохранения лучших театральных традиций и подтверждение высокого профессионализма в режиссерской методике.

Режиссер «Грани» стремится к соавторству с людьми талантливыми, неординарно мыслящими, для которых предлагаемая им концепция тоже становится актом творчества и новаторским поиском. Для спектаклей театра специально пишут музыку композиторы Е. Комалькова (Москва) и А. Бердюгин (Санкт-Петербург), работают над сценической пластикой балетмейстеры Г. Касаткин и А. Никифоров (Самара).

Художественно-визуальный образ спектакля обычно решается режиссером совместно с профессиональными сценографами и художниками по костюмам. В разные годы Дульщикова работала с М. Мурзиным (Самара) и И. Мендковичем (Самара), А. Кулаковским (Германия), Т. Рассказовой (Москва) и А. Сидориной (Москва), В. Боером (Москва), В. Фоминым (Москва) и др. Костюмная сценография к сказочным спектаклям Э.А. Дульщиковой «Дюймовочка» и «Золушка», выполненная по эскизам Т. Рассказовой, завоевала 1-ую премию в номинации «Театральный костюм» на первом фестивале Моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» (Самара, 2001), а костюмы к спектаклю «Бумажный Пьеро», решенные так же Т. Рассказовой были удостоены Гран при вышеназванного фестиваля в 2003 году. Эскизный ряд костюмной коллекции А. Сидориной к водевилю «Сильное чувство», выполненной в традициях русского авангарда, экспонировался на ежегодной выставке театральных художников «Итоги сезона» в выставочном зале Союза театральных деятелей в Москве (2000).

Много внимания и сил отдает Э.А. Дульщикова формированию театральной труппы, работе с актерами. Для актеров Дульщиковой театр – не работа и не профессиональный вид деятельности, и, даже, не увлечение. Скорее, это способ жизненного существования, которому научил их режиссер, когда театральное пространство стремительно поглощает реальное, диктуя свои жесткие условия обыденному течению времени. Актер в подобной энергетической волне не просто исполнитель долгожданной роли – он совершает попытку разрушения правил сценической игры, «втягивая» себя и зрителя в более глубокие эмоциональные состояния. Недаром Дульщикова признается, что ей гораздо интереснее работать именно с непрофессиональным актером, для которого роль как перевоплощение «на время» не существует. Он способен на большее: доподлинно слиться с миром своего героя, обезоружить зрителя искренностью сценического проживания. Актерская труппа «Грани» - разновозрастная и состоит из взрослого, юношеского и детского коллективов. Весьма показательно, что в театре много лет играют профессиональные актеры, а занимающиеся в студии много лет ребята посвящают затем свою деятельность профессиональному театру, получая в вузах режиссерские и актерские профессии.

Характеризуя творческую деятельность Э.А. Дульщиковой необходимо остановиться на ее недавних режиссерских работах – спектакле «Бумажный Пьеро» по текстам Х.Р. Хименеса (2003) и сказке «Пчелка» А. Франса (2003), поскольку в них наиболее полно прослеживается творческая манера режиссера. Ее особенности сказываются уже в выборе драматургического материала. Чаще всего, это обращение к малоизвестным широкому читателю, но значительным, наполненным глубокими философскими размышлениями текстам. Так, «Бумажный Пьеро» поставлен по андалузской элегии замечательного испанского поэта Хименеса. Для сказочных спектаклей Дульщиковой важен текст, соизмеримый с театральным пространством, с заведомо ощущаемой театрализацией его идеи, с ярко представляемой визуальной основой. Тексты для таких постановок Дульщикова пишет сама, достоверно сохраняя авторский слог используемого для пьесы произведения.

В любом спектакле для режиссера особенно важна атмосфера театрального действа, достигаемая, прежде всего не зрелищностью, а внутренним проживанием предложенной ситуации. Вероятно, поэтому столь эмоционален отклик зрителя на спектаклях «Грани». В «Бумажном Пьеро», поставленном на двух актеров, режиссер приоткрывает завесу над самым необозримым и неразгаданным человеческим пространством – миром его чувств. Отталкиваясь от любимых творческих образов – Пьеро и Театра, режиссер выстраивает действие-размышление, размышление-игру, в котором акцентами становятся отзвуки переносимых человеком душевных потрясений.

В сказочном спектакле «Пчелка», поставленном к новогодним праздникам на большой сцене, театральная энергетика во многом зависит от визуальности, зрелищности спектакля. Детский зритель всегда отзывчиво реагирует на красоту костюмного ряда, образный строй сценографии, актерскую пластику и яркое решение роли, запоминающуюся музыкальную мелодию.

Творческие замыслы Э.А. Дульщиковой связаны не только с ее режиссерской деятельностью, но и активно проявляются в театрально-организационной работе. Эльвира Анатольевна является инициатором проведения в Новокуйбышевске и бессменным художественным руководителем Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост: провинциальные театры России». Примечательно, что идея проведения фестиваля возникла в небольшом промышленном городе-спутнике Новокуйбышевске. Дульщикова как художник особенно остро ощущает потребность в обогащении подобной культурной среды, в формировании в городе новых духовных традиций. На фестиваль, который осознанно планировался как неконкурсный показ наиболее интересных работ в провинциальных театрах, Дульщикова приглашает лучшие коллективы России – кукольные, пластические, драматические. Как художественный руководитель, она, в какой-то мере, воплотила в подобном форуме свою мечту – продемонстрировать многоплановость современных стилевых направлений в искусстве и своеобразие авторских художественных концепций. В фестивальных показах участвовали: Екатеринбургский театр кукол и Екатеринбургский ТЮЗ, известные в мире современной хореографии данс-театры «Провинциальные танцы» и «Балет Евгения Панфилова», Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин», Скопинский молодежный театр «Предел» и др. В каждую фестивальную программу Дульщикова включает и свои режиссерские работы. Важно отметить, что особенностью фестивалей в Новокуйбышевске стала творческая презентация выпускников провинциальных вузов. Первый «ПоМост» включал в программу дипломный спектакль актерского отделения Саратовской консерватории, второй – спектакли учебного театра Ярославского государственного театрального института. Кроме показа спектаклей, фестивальная программа всегда включает ежедневные круглые столы, научные конференции и выставки произведений театральных художников.

Э.А. Дульщикова и театр «Грань» участвовали во многих театральных проектах. Среди них – 1-ый международный фестиваль «Люди, куклы, маски» в г. Алма-аты (1998), Всероссийский фестивальный проект «Культурные герои 21 века» (1999), Международный фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» (2001, 2002, 2003).

Профессиональное мастерство, глубина и многообразие творческой деятельности Эльвиры Анатольевны Дульщиковой проанализированы во многих публикациях популярной и специальной прессы и оценены грамотами и наградными знаками (дипломами лауреатов Куйбышевской театральной весны, Всероссийского смотра самодеятельного художественного творчества, Большой медалью за режиссуру спектакля по пьесе Е. Шварца «Дракон» - 1985, дипломом Международного фестиваля «Люди, куклы, маски» - 1998, Первой премией в номинации «Театральный костюм» и Гран-при фестиваля «Поволжские сезоны А. Васильева» - 2001, 2003 и др.).

Краткая справка о ней и ее творчестве вошла в первый том Историко-культурной энциклопедии Самарского края. (Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. А – Д. Самара: Самарский Дом печати, 1993. С. 371). Ее фамилия внесена в 5 выпуск энциклопедии «Лучшие люди России», в раздел «Родины славные сыны и дочери», вышедшей в Москве в 2004 г.


  Художественный руководитель театра-студии "Грань" - Д. Бокурадзе  
 

Арт-проект ПУМПУ-РУ